Как выбрать школу для своего первоклашки? 7 марта 2013 в 13:30 | Общество » Семья » Воспитание

12 ноября 2013 - Админ

Весна — время сплошных забот для родителей будущих первоклассников. Радостно и в то же время боязно — как малыш воспримет новую жизнь и новые нагрузки? Но самое главное — как выбрать для ребенка школу, которая соответствовала бы его характеру и способностям? Свои рекомендации родителям дают всемогущий интернет и профессиональный педагог.


Автор этих строк не просто так взялся за столь сложную тему. Мне довелось четырежды водить собственных детей в первый раз в первый класс! Перевыполнил, так сказать, демографическую программу. Так что представление о предмете, поверьте, имею. Старшие дочь и сын уже взрослые, закончили ВУЗы, а младшие сыновья сейчас в восьмом и пятом классах, причем в одной школе, в той самой, которую закончила мама. И считаю, что школу мы выбрали правильно. От дома недалеко, учителя все знакомы, программа полностью устраивает — в первую очередь, самих ребят. Повезло…


А ведь многим родителям вместе с детьми все-таки не везет! То одно в школе не устраивает, то другое… Начнем с того, что сейчас в мире существует огромное множество образовательных методик, концепций и так далее, на основе которых и работает большинство учителей начальных классов. Богатый мировой опыт педагогики гласит, что выбрать концепцию обучения ребенка не менее важно, чем купить ему портфель или учебник. Давайте с помощью интернета, и ориентируясь на советы профессиональных педагогов, вспомним хотя бы некоторые.


До сих пор удачно и у нас в стране, и за рубежом, в тех или иных конкретных формах существует немецкая концепция "Свободные школьные общины" — это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.


Не грех вспомнить и русские (по Льву Толстому) школы "свободного воспитания", которые были построены на основе девиза "исходя из ребенка", ориентации обучения и воспитания на интерес и развитии ребенка в процессе общения с педагогом. Эта концепция наблюдается очень во многих продвинутых российских школах и сейчас.


"Трудовая школа" (вспомните школу Антона Макаренко или ту же "Республику ШКИД") — она ориентировала детей на труд как ценность, давала профессиональную подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоуправления. Автору этих строк довелось в свое время познакомиться с деятельностью одной из сельских школ в Ставропольском крае — именно на этой концепции до сих пор построена ее деятельность, причем весьма успешная!


"Школа для жизни, через жизнь" -- концепция бельгийского педагога и врача Жана Овидия Декроли, она рассматривала обучение и воспитание в тесной связи с природой, опорой на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьей и обществом. В тех или иных формах эта концепция применяется и в некоторых российских школах, в основном с гуманитарным уклоном.


"Школа делания" американца Джона Дьюи осуществляла обучение и воспитание с опорой на основные импульсы роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению). В России такая концепция существует во многих учреждениях дополнительного внешкольного образования.


Германская "Вальдорфская школа" Рудольфа Штайнера предусматривала всестороннее развитие личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности, обучение и воспитание осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика, главное — поиск новых форм эмоционально-эстетического образования и воспитания, пробуждение воображения и фантазии. Эта концепция эффективно работает в России в основном "гуманитарных" школах.


Многие из профессиональных педагогов считают эти концепции основными в современном образовательном процессе, особенно в начальной школе. Впрочем, существует немало и других, которые также применяются эффективно. Ну, и добрым словом стоит вспомнить наших отечественных педагогов, на основе разработок которых строит свою деятельность значительное число современных российских педагогов.


Владимир Соломонович Библер — руководитель и создатель "Школы диалога культур", воплотил в жизнь идею о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры. Он полагал, что социальные, исторические и иные потрясения к концу ХХ — началу ХХI веков могут быть поняты как смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Соответственно этому, познание человека может быть осмыслено в понятиях особого уразумения — философской логики культуры.


Читайте также: Эксперт: Запад не знает о российских вузах


Игорь Павлович Волков — учитель-новатор, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Он создал механизм выявления творческих способностей учащихся и их развития. Учитель рисования и черчения, он поставил цель — направить весь учебно-воспитательный процесс на развитие индивидуальных задатков и способностей ребенка, помочь школьнику в выборе жизненного пути, сконцентрировать педагогический процесс на личности ребенка, ее формировании.


Евгений Николаевич Ильин — учитель, который предложил оригинальный подход к решению воспитательных задач в новых условиях. Он решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через художественную литературу. Он поставил вопрос об этике отметки, оценки поступка ребенка.


Ну и, наконец, Виктор Федорович Шаталов — народный учитель СССР, автор использования в обучении так называемых опорных сигналов. Он считал, что учебный материал должен изучаться укрупненными единицами. Предложил свои принципы обучения: принцип успеха и оптимизма, бесконфликтности, целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе). Обосновал порядок изучения каждой темы: развернутое объяснение учителя, сжатое изложение материала по опорным плакатам, изучение листов с опорными сигналами, работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях, письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке, ответ у доски или прослушивание ответов товарищей.


Итак, куда отдать ребенка? Какая концепция образования и воспитания будет ближе его уму и сердцу? Как "вычислить" его природный потенциал, как понять, что отдаешь его именно в ту школу, какая ему будет наиболее полезна? На эти вопросы отвечает "Правде.Ру" Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Вероника Степановна Штоммель:


"Как раз сейчас, весной, идет набор в первые классы. И здесь при выборе школы родителям нельзя торопиться ни в коем случае! Дело в том, что при нынешней, уже успевшей довольно прочно сложиться, системе образования, каждая школа сама определяет, как доводить ученика "до ручки" -- то есть до определенного свыше государственного стандарта. Не зря введен ЕГЭ — единый государственный экзамен.


Скажу сразу: я как профессиональный педагог категорически против ЕГЭ в той форме, в которой он существует сейчас. И вообще до сих пор вспоминаю все плюсы системы образования, существовавшей при социализме…. Но жизнь есть жизнь — раз госстандарты в образовании существуют, значит, все равно придется их выполнять!


Итак, выбирая для ребенка школу, представьте себе, что по окончании учебы ваш ребенок будет обязан вписываться в те самые госстандарты, которые вряд ли кто когда отменит. Их могут поменять, но вот отменить — вряд ли. Сегодня Министерством образования утверждено как минимум десять комплектов учебных пособий для начальных классов. Большую часть из них (например, "Школа России", "Начальная школа ХХI века", "Школа 2100", "Гармония", "Планета знаний" и другие) принято называть традиционными, а оставшиеся — развивающими.


Такое деление на самом деле весьма условно — ни одну традиционную программу нельзя упрекнуть в том, что она "не развивает", а развивающие тем не менее так же образовывают, как и остальные. Упрямый Госстандарт требует, чтобы в начальной школе дети добились успехов в двух направлениях: личностном и предметном. И этот стандарт не обойти, как бы нам этого ни хотелось.


Итак, как подыскать для вашего гениального, талантливейшего, самого умного ребенка школу? Ведь все без исключения дети талантливы… Давайте рассмотрим самый распространенный, массовый вариант, самую обычную трудовую семью с самым обычным ребенком. Практика показывает, что школы, которые имеют какую-то строгую специализацию в самых начальных классах, так называемые "элитные", приносят учащимся не такую уж и большую пользу. Хотя польза, несомненно, есть.


Так что если ваш ребенок посещал какие-то расширенные подготовительные занятия, какие-то специализированные на каком-то определенном предмете подготовительные курсы и ему это нравилось и он еще до школы не потерял интерес к ним — ищите рядом с жильем ту школу, которая будет "вписываться" в привычные для ребенка понятия.


Почему желательно искать школу рядом с домом? Поверьте, ребенку так комфортнее. Он увереннее себя чувствует, когда знает, что мама или папа где-то рядом, во всяком случае, до них можно дойти пешком знакомой дорогой. Первые полгода, даже, по возможности, год старайтесь и водить, и встречать ребенка из школы. Говорю это не просто как педагог, а как мама троих детей, уже прошедших школу.


Мы сейчас привыкли находить нужную нам информацию в Интернете, но в ситуации с поиском школы, между прочим, подойдет и житейское "сарафанное радио". Обзвоните знакомых, живущих в вашем районе, поговорите с мамами во дворе. Как правило, общее представление о школе вполне можно составить и при помощи такого "соцопроса".


На первом этапе важно встретиться не столько с директором или завучем школы, сколько с родителями первоклашек, точнее, уже второклашек. Внимательно изучите расписание малышей, подойдите к концу уроков и пообщайтесь со ждущими своих детей мамами и бабушками. Кстати, родители часто отводят детей в те школы, которые закончили сами — и это правильно. В большинстве случаев, кстати, имеет смысл выбирать не столько школу или программу, сколько педагога — ведь в ближайшее годы он будет занимать огромное место в жизни вашего ребенка.


А вот чтобы решить, на какой именно образовательной программе остановиться, простого опроса родителей и знакомых недостаточно. Сходите на психологическое тестирование — оно сейчас проводится практически в любой нормальной школе. Рекомендации школьного психолога помогут понять, какая методика оптимальна именно для вашего ребенка.


Учтите, что в школе ребенку должно быть… интересно! Как часто проводятся классные праздники? Ездят ли дети на экскурсии, посещают ли театры и музеи, проводятся ли внеклассные спортивные игры или состязания? Большую роль играет и техническая оснащенность школы. Хорошие компьютерные классы лишними точно не будут. Вот, в общем-то, и все простые рекомендации, которые я могу дать и как мама, и как педагог. И пусть учеба вашего малыша сложится удачно. Пусть школа станет для него не нудной "обязаловкой", а настоящим праздником!".


Читайте самое интересное в рубрике "Общество"


Андрей Михайлов


Рейтинг: 0 Голосов: 0 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

  Реклама на сайте | Помощь | Авторские права | Наши контакты | Лента активности

Здесь ежедневно публикуются новости города, статьи, важные события и происшествия.
На сайте вы найдете интервью, консультации по актуальным для жителей города.
 
Открытая автомобильная социальная сеть для водителей Nissan © 2017